Ваш браузер Internet Explorer устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом.
г. Барнаул, ул. Мало-Тобольская, 19

«Если я кого-то обидел – прошу прощения»: откровения алтайского предпринимателя

Спецпроект
31 августа 2020 г., АО ИД "Комсомольская Правда"

Производитель снековой продукции Сергей Барканов – о своих взлетах и падениях


Барнаульский бизнесмен Сергей Барканов по образованию – дирижёр народного хора. Играет на фортепьяно, балалайке и других инструментах. По молодости, отработав несколько лет в творческой сфере (ансамбле народной музыки, оркестре, звукорежиссером и руководителем ВИА в Домах Культуры), понял - с песней и музыкой по жизни идти, конечно, хорошо, душевно, но уж больно голодно. Поэтому Сергей решил сменить сферу деятельности – нужно было кормить семью.

- Я давно убедился: всё, что делается – делается к лучшему. На днях встретил одного из преподавателей, очень грамотного, талантливого концертмейстера - сидит, играет на баяне возле торгового центра. Зарплата у него – 12 тысяч рублей. Сейчас, в век цифровизации даже на свадьбах подработать стало сложно – баянисты уже не в тренде. В этой сфере нет денег, только если ты не выйдешь на федеральный уровень, либо построишь карьеру и защитишь докторскую диссертацию... - говорит Сергей.

Сменил балалайку на торговлю

Не оставив творчество, Сергей устроился торговым представителем в одну из крупнейших компаний в Алтайском крае и какое то время совмещал два направления своей деятельности. А иногда даже проводил свадьбы и банкеты. Позднее стал торговать не только по городу Барнаулу, но и по всему краю и соседним регионам. Жизнь превратилась в сплошные командировки с графиком 7 на 24. Отдыхать было некогда. В итоге Сергей добился того, что стал лучшим в профессии, показав самые высокие результаты по продажам на предприятии. И уже находился в предвкушении солидной зарплаты. Однако тут жизнь дала первый «щелчок» по носу…

- Мой работодатель заявил: «Я не готов платить тебе такую сумму, лучше возьму троих на твое место». И выдал лишь половину заработанного. Я уволился. Эта ситуация подтолкнула меня к открытию в 2005 году собственного бизнеса. Терять мне особо было нечего, взял кредит на автомобиль и, имея 10 тысяч рублей, стал поставлять в магазины игрушки с конфетами – пока работал торговым представителем, наработал хорошие связи. Дело пошло и довольно успешно, мы начали неплохо набирать обороты, - рассказывает бизнесмен. - Через 3 года ситуация поменялась очень сильно - я увидел новую нишу на рынке пивных закусок - это всем известные фасованные рыбные снеки и кальмары, только мы их стали продавать в весовом формате и напрямую с заводов - производителей. Это стало первым крупным успехом и позволило захватить рынок края и Сибири.

Подстава подстав

В 2010 году случилась еще одна крупная подстава:

- Партнер кинул меня - производственная линия по производству орехов с разными вкусами, которое я покупал за свои деньги, перешло в его собственность. Это был очередной урок жизни.

Какого-то четкого плана, что делать дальше, не было. А вот желание вернуть под себя рынок – огромное.

10 млн убытков

В какой-то момент Сергей сконцентрировался на поставке конфет из Казахстана – к тому времени у него были заключены крупные контракты с местными кондитерскими фабриками. Бизнесмен завозил сладости, которые закупал с учетом оплат всех таможенных и налоговых платежей. И тут очередной удар по бизнесу – создание таможенного союза.

- Это была, пожалуй, самая большая подножка в жизни. У меня на складах оставались более 100 тонн конфет, закупленных по ценам с учетом растаможки и НДС. А тут вдруг с созданием Таможенного Союза всё это отменяется, и мы в один момент стали просто неконкурентными – наши клиенты, партнеры стали закупать продукцию сами, по стоимости почти вполовину меньше, чем могли предложить мы, - вспоминает Барканов.

В итоге - десятки тонн конфет были вывезены на свалку. Сладости даже не разрешили отдать в детские дома, так как до конца срока их годности оставалось меньше месяца… Убытки составили более 10 млн рублей.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

- Примерно в этот же момент мои клиенты в Бийске предложили выкупить их производство по изготовлению сухариков, орешек, семечек и т.д. Так, в 2011 году у меня появилось свое личное производство и зарегистрированный бренд – «Андреич», «Алтайские гренки», а позднее и «Барканофф». Это название я придумал еще в школе, и вот выдался случай воплотить в жизнь, - рассказывает Сергей. – С тех пор мы развиваемся ещё и как производители. Хотя те убытки и потери до сих пор ощущаются. Начали выпускать гренки, орешки, сухарики и т.д.