Морозов Алексей
01.03.2018
Место жительства/сфера деятельности предпринимателя (регион/губерния, город/село): Томская губерния, Алтайский горный округ, уездный город Бийск.
Наиболее существенные достижения: Морозов Алексей Фёдорович - крупнейший предприниматель г. Бийска, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин. Происходил из крестьян, уроженец с. Венец Ковровского уезда Владимирской губернии.
А. Морозов одним из первых начал торговать в Горном Алтае, еще до официального правительственного разрешения на въезд во Внутреннюю Монголию. В те времена, торгуя с местным населением, начиная практически с нуля, можно было быстро разбогатеть. Но, несмотря на огромную выгодность этой торговли, Алексей Фёдорович после двух экспедиций отказывается от поездок в Монголию и Горный Алтай.
Сколотив первоначальный капитал, Морозов все свои усилия сосредотачивает на торговле мануфактурной и галантерейной продукцией, он открывает магазины и лавки не только в Бийске, но и в Барнауле, Змеиногорске, Кузнецке.
Имя Алексея Фёдоровича Морозова, в памяти потомков, всегда ассоциируется с постройкой самого крупного в Бийске храма - Троицкого Собора.
В восьмидесятые годы XIX века Алтай закрепляет за собой статус центра производства зерна, а после постройки железной дороги Екатеринбург – Тюмень (1885 г.) появилась возможность вывоза алтайского хлеба на уральские и европейские рынки России.
В условиях сибирского бездорожья все преимущества достаются тем, кто имеет средства доставки. Понимая это, Алексей Фёдорович создаёт свой речной флот. Уже в 1888 году он запускает свой первый грузопассажирский пароход, мощностью 100 л.с., между Бийском и Тюменью. Осознавая, что это только начало и последующим будут другие, он так и назвал его «Первый».
В 1889 году на воду сходит пароход «Второй» (80л.с.), а к 1893 году просторы Оби бороздили уже 4 парохода – к ним добавились ещё «Третий» (120л.с.) и «Четвёртый» (180л.с.)
Построив по берегам Бии и Оби несколько мельниц, Морозов перемалывал скупленное зерно и отвозил в Тюмень уже готовую муку.
В 1877 году Морозов был единственным купцом первой гильдии в Бийске. В 1881 году он избирается городским головой. За четырёхлетний срок его руководства значительно увеличился бюджет города и заметно возросли расходы на здравоохранение и образование. Был награжден орденами «Станислава 2-й степени», «Анны 2-й степени», «Владимира 4-й степени».
В 1875 году Морозов построил одноэтажное каменное здание для приходского училища, которое позже было преобразовано в уездное. Обошлось оно ему в 12 тысяч рублей.
В 1885 году на средства Морозова в Бийске было открыто Форштадтское женское училище, в 1886 год - Начальное миссионерское училище, в 1887 году - Александро-Невское церковно-приходское училище.
Наиболее существенные достижения: Морозов Алексей Фёдорович - крупнейший предприниматель г. Бийска, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин. Происходил из крестьян, уроженец с. Венец Ковровского уезда Владимирской губернии.
А. Морозов одним из первых начал торговать в Горном Алтае, еще до официального правительственного разрешения на въезд во Внутреннюю Монголию. В те времена, торгуя с местным населением, начиная практически с нуля, можно было быстро разбогатеть. Но, несмотря на огромную выгодность этой торговли, Алексей Фёдорович после двух экспедиций отказывается от поездок в Монголию и Горный Алтай.
Сколотив первоначальный капитал, Морозов все свои усилия сосредотачивает на торговле мануфактурной и галантерейной продукцией, он открывает магазины и лавки не только в Бийске, но и в Барнауле, Змеиногорске, Кузнецке.
Имя Алексея Фёдоровича Морозова, в памяти потомков, всегда ассоциируется с постройкой самого крупного в Бийске храма - Троицкого Собора.
В восьмидесятые годы XIX века Алтай закрепляет за собой статус центра производства зерна, а после постройки железной дороги Екатеринбург – Тюмень (1885 г.) появилась возможность вывоза алтайского хлеба на уральские и европейские рынки России.
В условиях сибирского бездорожья все преимущества достаются тем, кто имеет средства доставки. Понимая это, Алексей Фёдорович создаёт свой речной флот. Уже в 1888 году он запускает свой первый грузопассажирский пароход, мощностью 100 л.с., между Бийском и Тюменью. Осознавая, что это только начало и последующим будут другие, он так и назвал его «Первый».
В 1889 году на воду сходит пароход «Второй» (80л.с.), а к 1893 году просторы Оби бороздили уже 4 парохода – к ним добавились ещё «Третий» (120л.с.) и «Четвёртый» (180л.с.)
Построив по берегам Бии и Оби несколько мельниц, Морозов перемалывал скупленное зерно и отвозил в Тюмень уже готовую муку.
В 1877 году Морозов был единственным купцом первой гильдии в Бийске. В 1881 году он избирается городским головой. За четырёхлетний срок его руководства значительно увеличился бюджет города и заметно возросли расходы на здравоохранение и образование. Был награжден орденами «Станислава 2-й степени», «Анны 2-й степени», «Владимира 4-й степени».
В 1875 году Морозов построил одноэтажное каменное здание для приходского училища, которое позже было преобразовано в уездное. Обошлось оно ему в 12 тысяч рублей.
В 1885 году на средства Морозова в Бийске было открыто Форштадтское женское училище, в 1886 год - Начальное миссионерское училище, в 1887 году - Александро-Невское церковно-приходское училище.