Ваш браузер Internet Explorer устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом.
г. Барнаул, ул. Мало-Тобольская, 19

Антон Слободчиков: «Наша задача — научить людей делать бизнес»

Увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса — одна из приоритетных задач государства и регионов. Как ее решают в Алтайском крае и какую помощь начинающие бизнесмены могут получить от некоммерческой организации, рассказал изданию Инвест-Форсайт  директор Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства Антон Слободчиков.

Антон Слободчиков: «Наша задача - научить людей делать бизнес»

Помощь бизнесу — приоритетная задача региона

   — Как был создан ваш фонд? Расскажите немного об истории создания.

   — Правительством Алтайского края  была поставлена задача войти в число   регионов с наиболее комфортными для развития бизнеса условиями. Чтобы     этого достичь, нужно обеспечить предпринимателям качественную и     доступную инфраструктуру. Также требуется улучшить финансовые   механизмы поддержки, чтобы денежные средства были более доступны.  

        Необходимо стимулировать инвестиционную активность предпринимательства. Все инновации должны составить единую экосистему, в которой можно комфортно начать и развивать бизнес. Также мы хотим, чтобы в регионе росло инновационное и социальное предпринимательство.

       Сейчас Алтайский край находится на четвертом месте в Сибирском ФО по числу частных компаний и фирм. Государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014–2020 гг. стимулирует развитие этого сектора экономики. Акценты в программе сделаны на формирование сервисных услуг для предпринимателей. Они предоставляются через имеющиеся в регионе институты поддержки бизнес-проектов.

       Чтобы полноценно поддерживать бизнес, в нашем регионе создана полноценная инфраструктура. В нее входят особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, центры молодежного инновационного творчества, региональные инжиниринговые центры. Частью этой системы стала некоммерческая организация «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства», появившаяся в декабре 2017 г. на базе Алтайского гарантийного фонда по инициативе Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

— В чем цель фонда и какие задачи он помогает решать?

— Целью создания фонда была реализация сервисной поддержки малого и среднего бизнеса по принципу «единого окна». Сейчас, когда ввоз зарубежных товаров снизился, а малый и средний бизнес получают поддержку от государства, потенциал запуска новых субъектов МСП, способных заполнить освобождающиеся ниши рынка, достаточно велик.

Сегодня Фонд МСП — ключевой элемент и координатор всех объектов комплексной инфраструктуры поддержки сектора МСП. Он решает задачи финансовой помощи предпринимателям; помогает находить внутренние и экспортные рынки сбыта; популяризирует предпринимательскую деятельность и старается вовлечь в нее население; предоставляет необходимую информацию и оказывает другую комплексную помощь бизнесменам региона.

Если охарактеризовать деятельность Фонда вкратце, то мы обеспечиваем равный экстерриториальный доступ предпринимателям к услугам, которые помогут успешно запустить и развивать бизнес.

— Расскажите подробнее про структуру Фонда.

— Фонд состоит из нескольких подразделений: Центр поддержки предпринимательства, Центр предоставления гарантий, Центр поддержки экспорта, Центр бизнес-инкубирования, Центр инноваций в социальной сфере. Главной целью каждого подразделения является обеспечение благоприятных условий развития бизнеса в крае, содействие росту региональных малых и средних компаний. Ежегодно Центр поддержки предпринимательства проводит десятки бесплатных семинаров, тренингов и мастер-классов, реализует образовательные программы «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимателя», успешно участвует в федеральном проекте «Мама-предприниматель». Центр предоставления гарантий решает вопросы привлечения бизнесменами заемных средств.

Сам по себе Фонд денежные средства не представляет, но может выступать поручителем перед банками и финансовыми организациями, если залогового обеспечения предпринимателя недостаточно. Таким образом решается вопрос доступности заемных средств для малых и средних компаний. Центр поддержки экспорта образован для помощи краевым производителям, чья деятельность ориентирована на экспорт. Цель деятельности Центра: увеличение числа экспортеров среди местных компаний в условиях благоприятной конъюнктуры.

Центр бизнес-инкубирования стимулирует появление новых компаний. Именно здесь формируется предпринимательская среда, обеспечивающая условия для старта и дальнейшего роста малых предприятий в приоритетных отраслях. Срок сопровождения — три года, за которые стартап должен выйти на плановые показатели и обеспечить условия для дальнейшего развития бизнеса без нашей поддержки. Центр инноваций в социальной сфере участвует в создании краевой системы помощи социальному предпринимательству, которое администрация региона рассматривает как инструмент для решения социальных проблем.

Предприниматель должен понимать, как делать бизнес, тогда проект будет успешным

— Какие наиболее интересные проекты и сделки вашего фонда вы могли бы назвать?

— Любой предпринимательский проект уникален, поэтому мне сложно выделить какой-то один. Могу рассказать о нескольких проектах, получивших новый импульс развития именно благодаря совместной работе с Фондом. Например, мы долгое время сотрудничаем с ГК «Рикон». Наше участие заключается в поручительстве, благодаря которому компания смогла получить 11 кредитов. Заемные средства были использованы на оборотные и инвестиционные цели. Всего с 2012 г. мы предоставили поручительство на 65,15 млн руб.

Эта компания была основана в 2001 г. и занимается выпуском продукции из переработанного молока — сыров и сливочного масла. Также предприятие занимается поиском новых технологий по производству сыров и внедрением их в производство. Во втором квартале 2019 г. компания получила кредит на финансирование текущей деятельности по программе льготного кредитования под 3,5% годовых. Наш фонд выступил поручителем, предоставив гарантии на более чем 30% от суммы кредита.

Другой наш партнер — сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческий потребительский кооператив «Алтайпчелопром». Он появился при нашей поддержке, сейчас в него входят 7 личных подсобных хозяйств.

В апреле 2019 года Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства помог реализоваться федеральному образовательному проекту «Мама-предприниматель: бесплатное обучение основам бизнеса». В программе приняли участие 36 женщин. Сейчас мы реализуем проект автопоезда «Мой бизнес» — выездные обучающие семинары по районам Алтайского края. В их рамках предприниматели могут получить консультации по вопросам ведения бизнеса и воспользоваться предлагаемыми нашим Фондом механизмами государственной поддержки.

— На что вы прежде всего обращаете внимание при оценке проектов?

— На людей, которые пришли с проектом. Почему? Потому что если руководитель, идеолог бизнес-проекта не понимает механику бизнеса, не знает, как просчитать финансовую модель и т. д., 90%, что проект погибнет, даже если идея в его основе — уникальная и перспективная. Задача центра «Мой бизнес» — научить человека «делать бизнес», дать знания и возможные инструменты государственной поддержки, которыми он может воспользоваться.

— Как вы обычно ищете проекты? Есть ли какие-то секреты, ноу-хау или особенности вашей работы в этой сфере?

— Мы не ищем проекты: они находят нас сами. На рынке услуги, которые предлагает Фонд, стоят дорого, а у нас их можно получить бесплатно, да еще и комплексно. Такого нет больше нигде. При этом правильнее говорить не об услугах Фонда МСП как такового, а об услугах центра «Мой бизнес». Появление региональных центров «Мой бизнес» — федеральный тренд. Цель — оказание профессиональных комплексных услуг предпринимателям региона по принципам «одного окна». Быстро. Удобно. Доступно.

— Велик ли у вас поток проектов? Какова пропускная способность воронки?

— По моему мнению, некорректно оценивать количество проектов само по себе. Чтобы цифры были нагляднее, целесообразно провести сравнение данных и проанализировать динамику. Например, в 2018 году количество участников наших 40 мероприятий — 727 человек, а в 2019 году мы провели 105 мероприятий, в которых приняло участие более 1300 человек. Я считаю, это говорит о востребованности проекта у предпринимателей и о его успешности.

Беседовала Кристина Фирсова