17 июня 2019

Коммерсант: Хлебный край
ЦПЭ

Коммерсант: Хлебный край

К 2024 году экспорт продукции агропромышленного комплекса Алтайского края должен вырасти в 2,7 раза по отношению к 2017 году и составить $501 млн. Эти обязательства регион принял в соответствии с поручениями правительства РФ, федерального и краевого проектов «Экспорт продукции АПК». Для реализации нацпроекта приняты дополнительные меры поддержки производителей: было увеличено число субъектов РФ, с территории которых осуществляются субсидируемые поставки, расширилась номенклатура продукции с субсидиями на транспортировку. Зерновое и масличное сырье, которое производится в Алтайском крае, пользуется стабильным спросом на зарубежных рынках. Но остаются задачи, которые нужно решить для реализации плана. Эксперты говорят о необходимости развития инфраструктуры контейнерных перевозок, решения проблем с дорогостоящей и трудоемкой сертификацией и незащищенностью российских брендов за рубежом.

Спрос на экспорт

Сегодня основными торговыми партнерами Алтайского края в сфере поставок продовольствия и сельхозсырья являются страны СНГ, Монголия, Китай, Япония, Иран и Европейский союз. В эти страны отгружаются в основном мука и крупы, растительные масла, бобовые культуры и семена льна. В структуре экспорта продукции АПК 50,7% приходится на продукты растительного происхождения (в том числе семена масличных культур — $33,6 млн, мукомольно-крупяная продукция — $23,2 млн, злаки — $20,4 млн, бобовые — $8,0 млн). На долю растительных масел и жиров приходится 22,2%, на пищевые продукты и напитки — 19,5%, рассказали в Алтайпищепроме. В последние годы число направлений экспортных поставок выросло за счет транзита в КНР и среднеазиатские республики через Казахстан, в Азербайджан, Иран и Индию.




По итогам 2018 года Алтайский край в три раза увеличил отгрузки зерна на экспорт: в натуральном выражении он составил 121 тыс. т, в стоимостном — $22,1 млн. Всего же стоимость экспорта продукции АПК в крае составила $198 млн, увеличившись на 6,8% по сравнению с 2017 годом.

Структура агропромышленного комплекса представлена в Алтайском крае как крупным, так и средним сегментом бизнеса, говорит руководитель центра поддержки экспорта Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства Римма Москвитина. По ее словам, крупные сельхозпроизводители уже наладили связи с зарубежными партнерами и успешно работают на иностранных рынках. Несмотря на ряд барьеров, таких как ввозные пошлины, квоты, они преодолевают препятствия и устойчивы на рынке. Эти компании обеспечены современным оборудованием, кадрами, их продукция соответствует требованиям зарубежных рынков.

  «Предприятия меньшего масштаба бизнеса более уязвимы в этом отношении, они не могут быстро нарастить необходимые объемы и обеспечить достижение тех показателей, которые поставлены национальным проектом,— добавила спикер.— Для этого существуют инструменты государственной поддержки, которые позволяют поставить в равные условия экспортеров и обеспечить одинаковый доступ к наращиванию объемов выпускаемой продукции».

Вызовы и задачи

Дальнейшее развитие экспорта в крае связывают с освоением рынков Центральной и Юго-Восточной Азии. При этом существует ряд сдерживающих факторов, которые сегодня препятствуют этому. По словам руководителя Алтайпищепрома Александра Большакова, внутренними факторами являются дорогостоящая логистика, неразвитость контейнерных перевозок, плохая обеспеченность вагонами экспортной пригодности и необоснованно высокая стоимость сертификата происхождения. Внешними факторами спикер назвал квотирование импорта муки рядом стран ЮВА, высокие таможенные пошлины на ввоз муки, «серую» торговлю мукой через приграничные территории и незащищенность товарных знаков.

«Значительным сдерживающим фактором роста производства в отрасли является проблема сбыта готовой продукции. В наибольшей степени это касается продукции переработки зерна в связи с удаленностью региона от основных рынков сбыта. Доля транспортной составляющей, включающая тарифы РЖД и стоимость услуг владельцев подвижного состава, в конечной цене муки, крупы, комбикормов достигает 30%, что в конечном итоге делает эти продукты неконкурентоспособными в других регионах, даже при имеющейся у нас самой низкой себестоимости. Эта же проблема препятствует поставкам на экспорт»,— добавил господин Большаков.

«Для стимулирования экспорта зерна из Сибири, и Алтайского края в частности, на федеральном уровне необходимо провести работу по созданию новых и развитию существующих мощностей портовой перевалки и сухопутных пограничных переходов в Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Азово-Черноморском бассейне. Также необходимо оптимизировать железнодорожные тарифы и увеличить вагонный парк операторов подвижного состава»,— озвучил он необходимые меры и предложил активизировать деятельность торговых представительств РФ по реальному продвижению российской муки и других продуктов зернопереработки за рубеж.

По мнению Риммы Москвитиной, рост сельхозпроизводства частично должен обеспечиваться за счет модернизации действующих предприятий под актуальные задачи рынка. «У поставщиков российских товаров должна быть возможность оформления заказа, получения разрешительной документации, проведения расчетов в электронном виде через „одно окно“»,—добавила она.

Меры поддержки

Для решения проблем с логистикой правительство России по линии Минсельхоза РФ и Российский экспортный центр приняли ряд конкретных мер по компенсации части транспортных затрат при поставках продовольствия на экспорт. Было увеличено число субъектов Российской Федерации, с территории которых осуществляются субсидируемые поставки. Расширилась номенклатура продукции за счет рапсового и льняного масел, лузги гречихи, продуктов, используемых для кормления животных, однако по инициативе Масложирового союза России из перечня были исключены семена рапса.

Также, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 года № 1104, с 2018 года часть затрат на транспортировку сельхозпродукции и продовольствия наземным транспортом (в том числе ЖД) можно вернуть в виде субсидий. В 2017 году общая сумма субсидий, полученных организациями Алтайского края, составила более 25 млн руб. Субсидии получили 8 компаний.

Благодаря совместной работе экспортеров продукции АПК, Минсельхоза России, Российского экспортного центра и правительства Алтайского края в 2018 году субсидии получили уже 28 алтайских компаний, среди которых ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова, ЗАО «Меркурий», ООО «Алтайские мельницы», ООО «Алтай ЭКО Сорт», ООО «ТД „Алтайская сказка“» и другие организации. Общая сумма государственной поддержки по итогам 2018 года превысила 101 млн руб., рассказали в Алтайпищепроме.

В 2019 году финансирование реализации данного постановления из федерального бюджета увеличено и составляет порядка 1,3 млрд руб. На 1 апреля 2019 года собраны и направлены в АО «Российский экспортный центр» документы от 19 компаний, зарегистрированных, а также осуществляющих деятельность в Алтайском крае.

Для Алтайского края также установлены льготные ж/д тарифы на перевозку зерна в период с 9 апреля по 31 августа 2019 года (постановление правительства Российской Федерации от 06.04.2019 № 406), добавили в Центре поддержки экспорта Алтайского края.

Помимо субсидирования перевозок продукции, существуют финансовые инструменты поддержки экспорта. Так в рамках постановления №620 от 24.05.2017 осуществляется субсидирование процентных ставок по экспортным контрактам. По данному постановлению аккредитованные банки предоставляют экспортерам льготные кредиты по ставкам, сниженным на 2/3 от действующей ключевой ставки Центрального Банка России.

«В настоящее время под субсидирование подпадает только постэкспортное финансирование, то есть кредитование по уже произведенным экспортным отгрузкам с отсрочкой платежа,— пояснил Александр Большаков.— При этом, если говорить о развитии экспорта продуктов передела, перед тем как отгружать продукцию на экспорт, необходимы средства на оплату закупа и переработки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, предоставление субсидий в рамках указанного постановления по предэкспортным кредитам предоставило бы дополнительные возможности по увеличению экспортных поставок в целом и готовой продукции в частности».

Маргарита Решетинская,

Коммерсант, "Экономика региона". Приложение №92 от , стр. 13



Теги: цпэ, экспорт