18 марта 2020

Экспорт продукции АПК Алтайского края вырос практически в 1,5 раза Источник: https://www.ap22.ru/paper/Export-produktsii-APK-Altayskogo-kraya-vyros-prakticheski-v-1-5-raza.html При цитировании ссылка на Информационный портал Алтайская правда обязательна
ЦПЭ

Экспорт продукции АПК Алтайского края вырос практически в 1,5 раза Источник: https://www.ap22.ru/paper/Export-produktsii-APK-Altayskogo-kraya-vyros-prakticheski-v-1-5-raza.html При цитировании ссылка на Информационный портал Алтайская правда обязательна

По итогам 10 месяцев 2019 года экспорт продукции АПК Алтайского края в стоимостном выражении составил 212 миллионов долларов США.

 По отношению к уровню прошлого года отмечен его рост практически в 1,5 раза. Однако этот рост мог бы быть и большим, если бы не одно обстоятельство…

 О сложностях

Как отмечает начальник Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков, по логистике экспорта Алтайский край находится в невыгодном положении по сравнению с европейскими регионами страны. Портов у нас нет, а затраты при длительной транспортировке произведенной в крае продукции на экспорт продолжают оставаться весьма значительными, несмотря на дотации государства, компенсирующие до половины издержек на перевозку. Так, в прошедшем году наш регион получил субсидий 192 миллиона рублей. – Если бы не было такой поддержки, цифры нашего экспорта были бы куда ниже, – говорит Александр Большаков. – Это несколько сглаживает тарифную проблему, но в целом ее не решает.

 В Москве с этим согласны, но в глобальном плане подвижек пока нет. А пока их нет, начальник краевого управления предлагает предпринимателям, работающим на экспорт, условно говоря, жить по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». То есть больше работать с владельцами подвижного состава, отыскивая для себя наиболее приемлемые варианты перевозок, а кроме того, участвовать в выставках, проводимых за рубежом. С ростом объёмов производства Но как бы там ни было, поставки нашей пищевой продукции за рубеж продолжают нарастать.

По сравнению с 2018 годом в 2019-м в два с лишним раза увеличился экспорт злаков, на 45% мясомолочной продукции, отмечается почти двукратный рост по некоторым другим направлениям. Рост экспортных поставок связан и с увеличением объемов производства в разных отраслях пищевки. И наоборот. Александр Большаков подчеркивает, что благодаря экспорту в Алтайском крае начали расти объемы производства муки, которые до 2019-го падали три года подряд.

По итогам 11 месяцев 2019 года общая сумма произведенной продукции пищевой промышленности Алтайского края, в том числе на экспорт, составила порядка 107 миллиардов рублей, этот показатель опережает аналогичный период 2018 года на 22%. За этот период рост производства мукомольно-крупяной продукции в крае составил 4%, отмечаются неплохие подвижки и по ряду других направлений. На 4% к уровню прошлого года увеличилась переработка молока. Здесь наблюдается прирост по всем видам продукции: и по цельному молоку, и по сырам, и по сырным продуктам, за исключением масла животного.

В мясоперерабатывающей отрасли рост составил 5% к аналогичному периоду прошлого года, увеличение идет практически по всем направлениям, кроме колбасных изделий. Стоит сказать, что падение производства колбасных изделий в нашем регионе наблюдается уже шестой год.

 Пиком был 2012-й, когда алтайские предприятия выпустили 26,7 тысячи тонн этой продукции. Затем последовал спад, и уже в 2018 году выпуск колбасы составил 15,4 тысячи тонн, а по итогам 2019-го, скорее всего, будет зафиксирована и еще меньшая цифра. Падение объемов производства колбасных изделий начальник управления объяснил тем, что население, особенно его женская половина, сегодня стремится к правильному и здоровому питанию, в связи с чем потребление данного продукта снижается и уменьшается спрос на него. Есть и снижение покупательной способности населения. Однако, несмотря на проседание колбасного производства, в целом мясной сектор Алтайского края демонстрирует рост. И это тоже факт. Так, за 11 месяцев нынешнего года предприятия региона увеличили выпуск мясных консервов в 1,7 раза. Всего было произведено 11,2 миллиона условных банок.

Лучше всего в этом направлении работает Бийский консервный завод, который поставляет продукцию по госконтракту для Российской армии. На заводе производство идет круглосуточно. Масло, водка и «Модест» В то же время в крае снизились выпуск растительного масла и, как следствие, его поставки на экспорт. Это связано с нестабильной работой Барнаульского и Бийского маслоэкстракционных заводов, входящих в состав ООО «Юг Сибири», находящегося в процедуре банкротства.

 В настоящее время компания «Благо» развивает производственную деятельность на данных площадках и планирует нарастить объемы производства и экспорта уже в следующем году. Улучшается ситуация и на другом предприятии – Иткульском спиртзаводе, который является основным работодателем для жителей села Соколово Зонального района и в 2018 году сработал в убыток, составивший более 300 миллионов рублей. В мае того же года предприятие подало на банкротство.

Однако, как сообщил Александр Большаков, хотя часть работников завода сегодня находится в простое, предприятие приобрело в нынешнем году сырье, произвело 20 тысяч декалитров спирта и в октябре на нем стали разливать водку. Долгов по зарплатам и налогам нет. Потенциальным инвестором завода может стать шведская компания Marussia Beverages, для которой Иткульский спиртзавод производит водку Mamont.

Переговоры о ее «вхождении» на предприятие ведутся давно, однако, по словам Большакова, компания планирует сделать это вместе с решением комплекса вопросов, связанных с реструктуризацией долгов предприятия в банках, а также получением права на розлив водки под определенными торговыми марками, которые принадлежат другим собственникам. 

  Мы надеемся, что в первом месяце нового года это все завершится, и будем рады видеть нового инвестора и работающий завод, – отметил Большаков, уточнив при этом, что точные сроки решения вопроса назовет инвестор. Рассказал он и о причинах, по которым выставляется на продажу предприятие «Модест», 100% акций которого являются краевой собственностью. Сегодня этот молочный заводик включен в прогнозный план приватизации в рамках конкурсной процедуры. В свое время это было подразделение Барнаульского молочного комбината, занимающееся выпуском продукции для молочных кухонь. Сегодня доля продукции для детей в общем объеме составляет на «Модесте» менее 10%. А поскольку предприятие невелико, не имеет собственных коммуникаций, емкостей для хранения молока, склада готовой продукции, себестоимость ее высока.

Маленькое предприятие никогда не сможет выпускать продукцию, способную конкурировать с продукцией холдингов, пришла пора его модернизации. И здесь пути два – либо мы оставляем все как есть и предприятие умирает само по себе, либо даем ему возможность найти нового инвестора, – резюмирует Александр Большаков.

Поезд идёт в Китай

Возвращаясь к теме экспорта, нужно сказать, что, по словам начальника краевой пищевки, сегодня среди отправляемых за рубеж алтайских продуктов можно назвать достаточно специфические. Такие, например, как филе окуня или зеленая гречка. ИП «Шустова С.Г.» регулярно отгружает за рубеж филе окуня, которое там используют для приготовления ресторанных блюд. К слову сказать, поставкой филе окуня за кордон занимаются предприниматели и из других регионов. В частности, из Новосибирской области и Красноярского края. Причем наибольшей популярностью этот продукт пользуется в Швейцарии и Германии. А вот зеленая гречка, то есть та, что не подвергалась термической обработке и сохранила по этой причине многие из своих полезных качеств, интересует особенно практичных и щепетильных в выборе еды японцев, и никого больше.

Из продукции молочки идут на экспорт в основном плавленые сыры – в Казахстан и Киргизию. Главные же, базовые объемы отправляемых из нашего края на экспорт продуктов составляют мукомольная и крупяная продукция, хлопья для завтрака, растительные масла. И главным их потребителем является многомилионный Китай.

В прошедшем году объем поставок алтайских продуктов в эту страну вырос на 40% по сравнению с уровнем 2018 года. Сегодня железнодорожным транспортом туда идут танки с растительным маслом. Имеющее свое представительство в Поднебесной предприятие «Алейскзернопродукт» увеличивает поставки муки. Кроме огромного числа потенциальных потребителей делает свое дело и логистика, позволяющая в данном случае Алтайскому краю быть конкурентоспособным в сравнении с европейскими регионами страны. Контейнерному поезду порты перевалки не нужны, а Китай к нам куда ближе, чем Европа. Проще сказать, сосед. Как говорится, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Источник

Теги: экспорт, алтайскийкрай