МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для субъектов предпринимательской деятельности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Предпринимательская деятельность подлежит контролю (надзору) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Цель каждой проверки –соответствие деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей требованиям нормативных правовых актов.

Для правового просвещения субъектов предпринимательской деятельности прокуратурой края совместно с Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае разработаны методические рекомендации, в которых содержится информация об основных положениях Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и других нормативных правовых актов. Надеемся, что данное пособие поможет вам лучше ориентироваться в действующем законодательстве, знать свои права и обязанности, квалифицированно защитить их в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля.

Настоящие методические рекомендации представлены также в электронном виде на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае: www.ombudsmanbiz22.ru 

  


1. Общие положения

 Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обязаны проводить проверки, руководствуясь Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон).

 1.1. Субъекты регулирования Закона

 1) юридические лица, индивидуальные предприниматели;

2) органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – контролирующие органы).

  1.2. Сфера действия Закона

 Закон регулирует отношения в области организации и проведения проверок и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в процессе их осуществления.

 Действие закона не распространяется на контролирующие органы при проведении и осуществлении:

 1) оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

2) прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора) и правосудия;

3) административного расследования;

4) производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) мероприятий по контролю, направленных на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

 Примечание:

Необходимо отметить, что исключение из сферы регулирования данного Закона конкретных видов контроля, не означает исключения из сферы его действия в целом деятельности конкретного контролирующего органа, который его осуществляет.

Например, действие Закона не распространяется на налоговый контроль, т.е. контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Данный вид контроля осуществляет Федеральная налоговая служба.

Однако она также проводит проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ - регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). На эти виды контроля действие Закона распространяется, поскольку они не входят в вышеуказанный перечень, хотя проводятся все той же Федеральной налоговой службой.

Также стоит иметь в виду, что действия органов внутренних дел, связанные с проверкой субъектов малого и среднего предпринимательства, производятся в рамках оперативно-розыскных мероприятий и также в сферу регулирования настоящего Закона не попадают. 

Кроме того, необходимо иметь в виду, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами:

1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2) лицензионный контроль;

3) экспортный контроль;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6) федеральный государственный надзор в области связи;

7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8) государственный надзор в сфере рекламы;

9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17) федеральный государственный пожарный надзор;

18) государственный строительный надзор;

19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23) федеральный государственный надзор за проведением лотерей;

24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;

27) государственный контроль (надзор) в сфере образования;

28) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов;

29) федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;

30) государственный экологический надзор;

31) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль;

32) государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне;

33) федеральный государственный пробирный надзор;

34) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;

35) государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

36) федеральный государственный надзор за деятельностью религиозных организаций;

37) государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;

38) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации;

39) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, 

1.3. Контролирующие органы 

Контролирующие органы в соответствии с данным Законом можно разделить на три группы:

 1.3.1. Федеральные

Контролирующие органы в структуре Правительства РФ - федеральные службы. Такие органы подчиняются непосредственно Правительству РФ.

 1.3.2. Субъекта Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение проверок, их структуру, полномочия, функций и порядок их деятельности. При этом данные нормы, установленные субъектами Российской Федерации, не должны противоречить рассматриваемому Закону.

 1.3.3. Муниципальные

Муниципальными органами власти являются Муниципалитеты и Муниципальные собрания. Проверки проводятся должностными лицами таких органов, уполномоченных в соответствии с их уставами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований 

С 1 января 2017 года вступили в действие изменения, внесенные в Закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), которые помимо непосредственно проверок, предусматривают проведение контролирующими органами мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Для осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований органы контроля всех уровней должны:

1) принять программу профилактики нарушений обязательных требований;

2) разместить в сети "Интернет" для каждого вида контроля перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также тексты таких актов;

3) осуществлять информирование субъектов предпринимательства об осуществляемом контроля, в том числе посредством опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и разъяснительной работы в СМИ, а также иными способами.

4) проводить регулярно (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) и размещать на официальных сайтах в сети «Интернет» такие  обобщения с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями, которые должны приниматься предпринимателями в целях недопущения этих нарушений.

 Помимо перечисленных мероприятий, паспортом приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» для органов государственного контроля (надзора) федерального уровня предусмотрено обязательное ежеквартальное проведение публичных мероприятий с анализом правоприменительной практики и размещением результатов таких мероприятий в сети Интернет на официальных сайтах.

 Законом введена новая форма реагирования контролирующих органов на сведения о нарушениях обязательных требований – предостережение.

Предостережение объявляется хозяйствующему субъекту в целях профилактики нарушений при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя,  и если отсутствуют подтвержденные данные о  причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, и если это лицо ранее не привлекалось к ответственности за такие нарушения.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».

Согласно названным Правилам предостережение может быть направлено должностным лицом органа контроля не позднее 30 дней со дня  получения сведений о нарушении хозяйствующим субъектом обязательных требований и для его исполнения предпринимателю должно быть предоставлено не менее 60 дней. В предостережении не должно быть требований о предоставлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателей сведений и документов. 

Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут направить в орган контроля возражения на предостережение, которые подлежат рассмотрению органом контроля в течение 20 рабочих дней.   

3. Мероприятия по контролю, проводимые без взаимодействия с проверяемым субъектом 

Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом, по смыслу Закона, призваны снизить количество проверок хозяйствующих субъектов за счет получения и анализа органом контроля информации о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из так называемых «открытых и доступных источников».

 К таким мероприятиям относятся:

1) плановые (рейдовые) осмотры территорий, транспортных средств;

2) административные обследования земельных участков;

3) измерение параметров окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и средств связи;

5) наблюдение при распространении рекламы, а также при размещении информации в сети "Интернет" и в СМИ.

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

 Перечисленные мероприятия по контролю должны проводиться контролирующими органами на основании утверждаемых их руководителями заданий.

Законом предусмотрены последствия выявления органами контроля нарушений обязательных требований хозяйствующими субъектами по результатам таких мероприятий.

Если нарушения установлены, то должностные лица контролирующего органа принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю органа контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, которая в этом случае согласовывается с органами прокуратуры.

В случае же получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. 

4. Виды проверок 

Согласно Закону проверки делятся на плановые и внеплановые.

4.1. Плановые проверки:

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Основание:

 Ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).

Планы проверок размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доводятся до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru и на сайте прокуратуры Алтайского края www.prok-altai.ru.

 Сводный ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей формируется органами прокуратуры в период с сентября по декабрь года, предшествующего проверкам. До 1 сентября органы контроля всех уровней предоставляют в прокуратуру проекты планов, которые оцениваются на предмет законности включения в них проверочных мероприятий, до 1 октября проекты планов прокуратурой возвращаются в органы контроля с предложениями о совмещении плановых мероприятий. Второй этап формирования плана – ноябрь, когда плановые мероприятия формируются в Сводный план проверок. 

          Начиная с плана 2018 года большинство органов государственного контроля формируют планы с применением риск-ориентированного подхода, который представляет из себя метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

          Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

           Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, а также  критерии риска и классы опасности установлены Постановлением Правительства РФ от  17.08.2016 № 806.

 Предусмотрены следующие общие КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ

1.Чрезвычайно высокий риск    - 1 класс     (плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).    

2.Высокий риск -     2 класс                

3.Значительный риск - 3 класс           

4.Средний риск -     4 класс      

(для 2, 3, 4 класса опасности плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).  

5.Умеренный риск - 5 класс               

6.Низкий риск         - 6 класс   

(для 5 и 6 классов опасности плановые проверки не проводятся)       

 ВАЖНО! По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

 По общему правилу плановая проверка проводится один раз в три года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;

2) окончания проведения последней плановой проверки хозяйствующего субъекта;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

 ИСКЛЮЧЕНИЕ!

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 23.11.2009 № 944.

Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

2.2. Внеплановые проверки:

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания:

        1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований

        В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований,  то предметом такой проверки может являться только исполнение предписания.

          2) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

           3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 

в) нарушение прав потребителей (только в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

       4) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора) параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

         5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО!

Для органов контроля существуют особые условия рассмотрения обращений, которые могут являться основаниями для организации внеплановых проверок.

          Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в Законе (наличие угрозы охраняемым объектам), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

         При наличии у должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обоснованного сомнения в авторстве обращения или заявления оно обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

          Если обращение направлено заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

          При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

          Законом введена процедура предварительной проверки органов контроля обращений и информации.

          Предварительная проверка проводится -  при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований

          В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

          В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

          При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

           По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

           Предварительная проверка, внеплановая прекращаются по решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, если после их начала выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении. 

4.3. Формы проверок 

Документарная

Выездная

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

 

Предметом являются содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта  сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые хозяйствующим субъектом  товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 

 

4.4. Место проведения проверок 

Документарная

Выездная

проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

 

проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

 

 5. Сроки проведения проверок

Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Проверка может быть приостановлена один раз на срок до десяти рабочих дней, если требуется получение документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия

На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц контролирующего органа, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

 Примечание:

В соответствии со ст. ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» проверка соответствия субъекта предпринимательской деятельности категории малого, среднего или микропредприятия производится в Реестре малого и среднего бизнеса, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы..

Существует возможность переноса плановой или внеплановой проверки.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным:

 - в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица,

- в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем,

- в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица,

Если эти действия повлекли невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

Решение о повторном проведении проверки может быть принято в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки без внесения изменений в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя. 

6. Согласование проверок с органами прокуратуры

Согласованию с органами прокуратуры подлежат внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основанием которых являются:

 - поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Исключение!  Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов,  в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Исключение!

Федеральными законами могут быть установлены иные основания для согласования органами прокуратуры внеплановых проверок (Например, для государственного земельного надзора - ст. 71.1 Земельного кодекса РФ).

Без согласования с органами прокуратуры проводятся плановые проверки, а также внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимые по основаниям:

 - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

 -  нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

 - исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Решение о согласовании проверки, которое принимает прокурор содержит: наименование органа прокуратуры, ФИО и подпись прокурора, гербовую печать органа прокуратуры, наименование, ИНН, адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого согласовано проведение проверки, срок проведения проверки, контролирующий орган, уполномоченный на проведение проверки, номер и дату распоряжения контролирующего органа о проведении проверки.

Решение прокурора о согласовании проверки может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд.

7. Уведомление  проверяемого о проверке

Плановая 

Внеплановая

О проведении плановой (выездной,  документарной) проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим  органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора)  заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

 

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации контролирующий орган обязан уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

 

О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект  уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ!

 Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:

 - в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение такого вреда;

в) нарушением прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

- если в результате деятельности хозяйствующего субъекта  причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 

 8. Порядок организации и проведения проверки

 Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Соответственно, другие должностные лица контролирующих органов подписывать подобные документы не имеют права.

Необходимо помнить, что проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), указанным в соответствующем распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа.

В распоряжении (приказе) должны быть указаны:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);

7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

8) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки;

11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

8.1. Обязанности должностных лиц контролирующих органов:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого;

3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа о её проведении в соответствии с её назначением;

 4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, а выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа, копии документа о согласовании проведения проверки (если это является обязательным условием в соответствии с Законом);

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) вручить заверенную копию распоряжения (приказа) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений и копии документа о согласовании проведения проверки;

 7) по просьбе проверяемого должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить с административными регламентами проведения проверки. 

 8) по требованию проверяемого представить информацию о контролирующем органе в целях подтверждения своих полномочий;

9) по результатам проверки составить акт по установленной форме в двух экземплярах, к которому приложить протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований

10) вручить руководителю (либо представителю) проверяемого лица указанный акт с копиями приложений к нему под роспись, либо направить его заказным письмом с уведомлением;

11) выдать предписание об устранении выявленных нарушений, если таковые имеются, с указанием сроков их устранения;

 12) проконтролировать устранение выявленных в ходе проверки нарушений;

 13) принять меры к предупреждению нарушений, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;

 14) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности;

15) не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

16) не требовать от проверяемого документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

17) осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

18) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля  за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).

В частности, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля,  могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа  в размере до десяти  тысяч рублей, либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года  за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в:

 -  проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

 -  нарушении сроков проведения проверки;

 - отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,

 - проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

 -  непредставлении акта о проведенной проверке;

- привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан, либо проведении плановой проверки;

- проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок

- несвоевременное или неполное размещение данных о проверках в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок». 

В случае, если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет два месяца, после истечения которых привлечь виновное лицо будет невозможно.

8.2. Права проверяемого.

Проверяемый имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

 - получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;

-  знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- в случае несогласия с актом проверки в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;

- привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае к участию в проверке (Уполномоченный вправе принимать участие в выездной проверке с письменного согласия проверяемого (заявителя));

 - на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход);

- обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Примечание:

При определении размера вреда, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

 8.3. Обязанности проверяемого.

При проведении проверок проверяемые:

 - юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 - предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

 - обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;

  - вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

 Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  9. Ограничения при проведении проверки 

Проверяющие не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 10. Грубые нарушения, влекущие признание недействительными результатов проверки

  - отсутствия оснований проведения плановой проверки;

 -  нарушение срока уведомления о проведении проверки;

- привлечение к проведению проверки не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

 - отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки; 

 - отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - нарушение сроков и времени проведения проверок, в том числе в отношении субъектов малого предпринимательства;

 - проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

 - истребование документов, не относящихся к предмету проверки;

 - непредставление акта проверки;

- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

-  участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

 Результаты проверки признаются недействительными контролирующим органом либо судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.

11. Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» названный Закон дополнен ст. 26.1, в соответствии с которой с 2016 г. по 2018 г. плановые проверки не проводятся в отношении хозяйствующих субъектов, отнесенных ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере (по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944).

         Также в план проверок могут быть включены субъекты малого предпринимательства, если ранее в отношении их было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии.

         Частью 3 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено право юридического лица, индивидуального предпринимателя подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.

12. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Для некоторых видов предпринимательской деятельности Законом установлен уведомительный порядок начала их осуществления. Данная мера направлена на упрощение процедуры согласований, возникающих при открытии предприятия. Уведомительный порядок действует с 01 июля 2009 года.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный в соответствующей сфере орган государственного контроля (надзора) по утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584
«Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» форме уведомления.

В уведомлении предприниматели указывают о соблюдении обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Порядок начала предпринимательской деятельности существенно упрощается, но возрастает и степень ответственности предпринимателей, заявляющих о своем соответствии требованиям Закона.

Уведомление представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление услуг общественного питания организациями  общественного питания;

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонн (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

8) производство текстильных материалов, швейных изделий;

9) производство одежды;

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;

12) издательская и полиграфическая деятельность;

13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны);

14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

15) производство молока и молочной продукции;

16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;

17) производство масложировой продукции;

18) производство сахара;

19) производство мукомольной продукции;

20) производство безалкогольных напитков;

21) производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;

22) производство тары и упаковки;

23) производство мебели;

26) производство средств индивидуальной защиты;

27) производство пожарно-технической продукции;

28) производство низковольтного оборудования;

29) производство строительных материалов и изделий;

30) оказание социальных услуг;

31) турагентская деятельность;

32) перевозки морским транспортом грузов
(за исключением опасных грузов);

33) перевозки внутренним водным транспортом грузов
(за исключением опасных грузов);

34) перевозки железнодорожным транспортом грузов
(за исключением опасных грузов);

35) перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

36) перевозки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки с железнодорожных выставочных путей прибывших вагонов, их возврата на железнодорожные выставочные пути;

37) демонстрация кинофильмов;

38) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности;

39) осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта).

 Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.

 

13. Куда обратиться, если при проверке нарушен Закон

 Если Вы полагаете, что при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:

 - в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

-   в порядке п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 04.09.2013 № 48-ЗС «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае» к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (почтовый адрес: 656068, г. Барнаул, а/я 3994 или по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова,  64, каб.101, тел. 3852 55-65-10) или через Интернет-приёмную на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в сети «Интернет»: www.ombudsmanbiz22.ru

- в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля;

- в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ.

 

 .